Основной и исходный феномен каузальной атрибуции состоит в том, что люди склонны объяснять свое поведение ситуационными факторами (т.е. воздействием на них «обстоятельств»), а поведение других — личностными факторами (т.е. их психологическими особенностями)2. Эта тенденция носит общий характер, хотя и зависит от «знака» оцениваемою поведенческого события — его успешности или неуспешности. В случае неуспеха она максимально выражена, а в случае успеха может меняться на противоположную. В этом проявляется еще одна фундаментальная особенность атрибуции. Люди склонны объяснять личные успехи своими личностными чертами, своим отношением к делу, а неудачи — обстоятельствами, внешними причинами.

«Эффект ореола» читать дальше
«Эффект первичности» читать дальше.
«Эффект новизны», читать дальше
Два последних эффекта обусловлены общим психологическим механизмом — механизмом стереотипизации.
Стереотипизация как механизм и причина для возникающей на ее основе группы эффектов не может быть оценена с позиций «плохо-хорошо». Она двойственна: упрощая процесс восприятия, человек невольно «платит» за это упрощение вероятностью ошибочного восприятия.
«Эффект снисходительности»читать дальше
Эффект «физиогномической редукции» читать дальше
Более сложен и имеет групповую обусловленность следующий феномен, обозначаемый как «эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки» - именно отсюда растут корни национализма (ОАНС) . читать дальше
Феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности) читать дальше
Феномен «предположения о сходстве» читать дальше
(С) Взято из уч-ка по деятельности 2-го уровня

@темы: обманчивое первое впечатление, психо, о людях